РАДУГА ЛЮБВИ
Журнал "World of Azerbaijan"
декабрь 2007

РАДУГА ЛЮБВИ

Надежда Исмайлова

КРАСНЫЙ КАРАВАН, ЗЕЛЕНАЯ ТЕНЬ, БЕРЕМЕННАЯ ВАЗА, РАЗМЫШЛЕНИЯ В ГОЛУБЫХ ТОНАХ... ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ 128 РАБОТ 44 СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ. ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ВЫСТАВКА.

Есть что-то общее между любовью и искусством. Оба они - компас во времени. Главная их ценность - в способности отражать прошлое, настоящее и в какой-то мере предсказывать будущее. Живописные поэмы, графические эссе и скульптурные композиции могут рассказать о менталитете нации ярче тысячи словесных свидетельств. Выставка «Радуга любви» посвящается, как это заявлено в названии, любви. «Нет большей силы во Вселенной, чем любовь, - объясняет концепцию выставки директор Музейного центра Лиана Везирова. - Мы пришли в этот мир, чтобы любить и быть любимыми. Все вокруг нас состоит из любви, и мы сами состоим из нее. Новая эра - это время любви н мира, весы склонились в сторону высоких вибраций. Энергия любви поднимет человечество на новую ступень. Это вызов цивилизации XXI века, и это критерии, по которым мы, организаторы, отбирали произведения. Получилась своеобразная энциклопедия любви».

Действительно, экспозиция впечатляет. 44 современных художника Азербайджана представляют около ста работ (живопись, графика, батик, фото). В каждой работе - своя Love story, и в каждой - свой свет, свой цвет, своя печаль, свой шарм и своя тайна. Причем речь идет не только о классической любви мужчины и женщины (этой тематики как раз недостает экспозиции), но и о любви вообще: к людям, детям, природе, ко всему сущему на земле. Пожалуй, самым оригинальным проектом, выражающим замысел устроителей выставки, является графическая серия Теймура Рустамова, которая так и называется «Семь цветов радуги». Семь портретов в красных, оранжевых, желтых, зеленых, голубых, синих и фиолетовых тонах - талантливое признание художника в любви к Женщине вообще, и конкретно - к своей жене Айтен.
В «Снах» Намика Исмаилзаде также предстает весь цветовой спектр. Молодой художник как будто подает нам знак: долой блеклое, простое и функциональное изображение - да здравствует праздник радужных экзотичных сновидений.

Цветосочетание - наука не из простых, но азербайджанские художники знают в ней толк и позволяют себе смелые эксперименты. Признаюсь, меня на этой выставке радует все - и экспонаты, и сценография, и та аура любви, которая витает в атмосфере. Как и любовь, здесь каждый зал имеет свой цвет. Первый зал - красный, отражающий цветовые предпочтения участников выставки.

 

КРАСНЫЙ ЦВЕТ в палитре азербайджанской живописи всегда звучал гордо, начиная с полотен Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова, Мир-Джавада Джавадова. Цвет страсти и власти, крови и спелых гранатов, вина и коммунистических стихов. И данная экспозиция сохраняет верность традиции. Багряный, пунцовый, алый, пурпурный, рубиновый, червонный звучит в живописных фантазиях многих художников. Как в любимых Сабиной Шихлинской гаранатах («Красное»). А гранаты на картине Эмина Аскерова «Урожай» невольно наводят на мысль, что именно этот плод - часть ДНК азербайджанских художников. В «Широте восприимчивости» народного художника Мир-Надира Зейналова красный горит экспериментаторским огнем. А мимо «Другой стороны воображения» Элышана Сарханоглу просто глаз не отвести.

Уже на прошлогодней выставке «Пять плюс» в работах Нияза Наджафова красный цвет знал о своей исключительности и среди других цветов держался особняком («Люди», «Нардисты», «Натюрморты в красных тонах»). Так же ведет он себя и в сегодняшних работах («Красный стол», «Розы в белой вазе с гранатами»).

Эльдар Бабазаде «Девушка в шляпе»
Эльдар Бабазаде «Девушка в шляпе»

Красоту духа, любви передает красный в картинах, возможно, самого амбициозного художника выставки - Рашида Исмаила. В его живописном мире завораживает плотная энергетическая среда, особенно в КРАСНО-ОРАНЖЕВЫХ вариациях («Красная любовь, «Караван», «Вспоминая Moschino», «Девушка в раю». Женские образы знойного Абшерона Эльдар Бабазаде пишет тенями цвета нежных кораллов, золотистого песка и цветущих гранатов. Своих красавиц («Девушка в шляпе», «Игроки») художник помещает в контекст прошедших эпох, подчеркивая вечную красоту восточной женщины.

Эльдар Бабазаде «Игроки»
Эльдар Бабазаде «Игроки»

ЖЁЛТЫИ - первый среди светлых, - говорил Гете в своем «Учении о цвете». В желтом зале не пропустите томительную мелодию «Ностальгии» Исмаила Мамедова и восточную интерпретацию образа вечного рыцаря «Дон Кихота» Назима Рахманова. Желтый, охристый, голубой - цвета Абшерона. Могучая природная палитра и сияющие светом «Подсолнухи» Фархада Ялгузага.

Фархад Ялгузаг «Подсолнухи»
Фархад Ялгузаг «Подсолнухи»

В ГОЛУБОМ интерьере экспозиции звонкий «Весенний день в Бузовны» Мир-Надира Зейналова. Задумчивая атмосфера отличает полотна в голубых тонах Фарида Мирзоева («Размышление», «Женщина с вуалью», «Ожидание»).

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ в восточной традиции, как и в ландшафтах признанного мэтра отечественного искусства Рафаэля Аббасова обладает магическими свойствами. Во всяком случае, если долго смотреть на его «Озеро» или «Исмаиллы», можно развеять меланхолию и поднять настроение. В зеленых тонах предстают и прекрасные работы Вюгара Мурадова («Зеленая планета», «Зеленая тень»). Хотя трудно    определить цветовые предпочтения молодого художника, настолько тонко он чувствует гармонию красок. И на этой выставке перешедший сорокалетний рубеж Вюгар Мурадов подтвердил свою репутацию первоклассного колориста. Речь о его «Обнаженных цветах» и «Синем натюрморте». Каких только плодов нет в оранжереях экспозиции: «Подсолнухи», «Хурма на снегу», «Лимоны», «Яблоки». Ботаники-селекционеры от живописи представили что-то среднее между цветочной плантацией и овощным рядом. Самый яркий адепт этого направления - «амазонка азербайджанского авангарда» Наира Рустамова. Она задалась вопросом: правда ли, что мир художника может быть вдохновлен миром растений. И выдала серию ответов в формате роскошной живописи, которая размещена почти во всех залах экспозиции - ФИОЛЕТОВОМ, КРАСНОМ, ОРАНЖЕВОМ, ЗЕЛЕНОМ. Ее герои - ягоды, фрукты и овощи - не столько разжигают аппетит, сколько распаляют чувственность. «Баклажанная мадонна», «Перчиковый мальчик и Помидорная девочка», «Огуречная любовь»... - есть в них ирония, изящество, обаяние, и главный вывод: новый ArtNouveau идет из живой природы.

...Если вспомнить о языке цветов и перевести образы в слова, то букет чувств и эмоций от выставки получается пышным: любовь и гнев, встречи и разлука, музыка и тишина, самолюбование и преданность, гармония, ностальгия, тайна чувств и цвета. В общем, все, чем является настоящая живопись. Да и жизнь в основном тоже.